Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические положения проблемы влияния средств массовой информации на социализацию детей 4
1.1. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 7
1.3. Виды СМИ и их влияние на общество 9
Глава 2 Практические аспекты исследования влияния средств массовой информации на социализацию подростков 12
2.1. Организация и результаты исследования 12
2.2. Анализ влияния СМИ на социализацию подростков 15
2.3. Практические рекомендации педагогам и родителям 16
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном информационном обществе мы ежедневно сталкиваемся со средствами массовой информации. Сейчас СМИ называют «четвертой властью», так как они прочно основались в нашей повседневной жизни, что существование без них мы не можем представить. Безусловно, в современном мире они взяли на себя часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их взглядов, привычек и предпочтений. Таким образом, СМИ оказывают мощнейшее влияние на человечество, что в свою очередь играет одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и в формулировании общественных интересов граждан. Особенно сильное воздействие они могут оказать на формирование личности детей подросткового возраста.
Подростковый возраст, как известно, является одним из наиболее сложных периодов. Изменяются мировоззрение, интересы, взгляды на окружающий личности мир и на себя. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл как кризисный период развития, связывая это с представлениями о биологической обусловленности процессов сферы развития.
Необходимо отметить, что средства массовой информации стали существенным фактором воспитания — подростки стараются подражать распространенным образцам. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников.
Множество исследователей склоняются в сторону негативного влияния данных средств. К примеру, Богатырева М.Г., Гриценко А.В., изучая роль телевидения и интернета в социализации подростков, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный тиражированный образ жизни подростка, структуру его свободного времени, оказывают негативное влияние на его мировоззрение, лишают волевых и интеллектуальных качеств. Но в тоже время, существует и совершенно противоположная точка зрения, исследователи Сычева И., Цымболенко С. в своих работах посвященных информационной культуре, отметили необходимость влияния средств массовой информации на подростков, так как эти средства способствуют установлению эффективной связи с социальным окружением.
Актуальность: данная тема сегодня особенно актуальна, так как отсутствие контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, в конечном счете, влияет на формировании личности подростков.
Цель: рассмотреть влияние современных средств массовой информации социализацию детей подросткового возраста.
Объект исследования: СМИ как инструмент социализации подростка.
Предмет исследования: процесс влияние средств массовой информации на социализацию личности подростка.
Гипотеза: мы предполагаем, что средства массовой информации обладают значительным влиянием на социализацию детей подросткового возраста.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «социализация»;
2. Привести психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
3. Определить сущность и виды СМИ как средства социализации;
4. Выявить степень влияния СМИ на социализацию подростков.
Методы исследования: анализ, анкетирование.
Практическая значимость проекта: результаты исследования могут быть использованы для учебной и внеучебной деятельности для предотвращения негативного воздействия СМИ на подростка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю.В. Александрова – СГУ, 1999. – 66 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 с.
3. Аргунова, А. А. Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций молодежи / А.А. Андреева // Перспектива-2008 : Материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. - Нальчик, 2008. - Т. 4. – 147 с.
4. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. – М. Институт психологии РАН, 2007. – 332 с.
5. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. 2- е изд. – М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. – 240 с.
6. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А. , 2001. – 446 с.
7. Гаврилов, А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества / А.А. Гаврилов // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155.
8. Гераськина, М.Г. Социальная психология : Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 615 c.
9. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм: пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1998.
10. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2013. – 223 с.
11. Маркович, Д. Общая социология: пер. с серб.– хорв. / Д. Маркович. – М. : Ростов н/Д, Изд– во Рост. ун– та, 2013. – 313 с.
12. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2002 – 409 с.
13. Тард, Г. Мнение и толпа / Г. Тард. - М.: Ин-т психологии РАН, КСП+, 1998.